О том, какие задачи поставлены министром, об оптимизации госактивов, развитии аэропортов и ожидаемом пассажиропотоке воздушных гаваней в 2020 году Олег Ющенко рассказал в своем первом интервью на должности замминистра инфраструктуры, которое дал ЦТС.

Вы работаете в министерстве почти два месяца. Что за это время было для вас самым сложным? 

Раньше я не работал в государственных ведомствах, поэтому самым сложным оказалось осознание того, насколько неповоротлива эта бюрократическая машина. 

Кто пригласил вас на работу в министерство? 

Министр. 

Как давно вы знакомы?

Больше пяти лет. Я занимался недвижимостью, инвестициями и мы пересекались по работе. 

Какая у вас заработная плата? 

54 тыс. грн в месяц. 

СМИ вас связывают с господином Круком. Какие у вас с ним отношения? Знакомы ли вы с ним лично?  

Американский фонд прямых инвестиций, где я работал. Мы приобретали компанию Into Sana у Круков. Тогда мы и пересекались. Говорить, что я ставленник Крука - все равно, что купить у кого-то машину и сказать, что вы как-то связаны с бывшим владельцем. 

В транспортной отрасли бытует мнение, что управлять ею должны люди "профильные". Что думаете по этому поводу? 

Я с этим сталкивался еще, когда начал работать в медицинской сфере. Считаю, что менеджерские функции одинаковы для всех отраслей. Что касается недостающих "профильных" знаний, их можно восполнить со временем и с помощью привлечения консультантов и специалистов. 

Ранее министр говорил, что вы будете заниматься оптимизацией госактивов и авиацией. Так ли это? 

Да, все верно. 

Одна из сфер вашей ответственности - оптимизация государственных активов. Есть ли уже видение, какие активы в отрасли государство оставит за собой, какие будет отданы на приватизацию или в концессию? 

В МИУ на сегодня числится порядка 85 предприятий. Из них, как говорят, "живых" порядка 50. Это те, что подают отчетность и ведут какую-то хозяйственную деятельность. Глобальное видение - не стратегические предприятия мы планируем передать на приватизацию, в концессию.  

Стратегических предприятия на сегодня четыре: "Укрзализныця", "Укрпошта", "Украэрорух" и АМПУ. Контрольный пакет акций этих предприятий в любом случае останется у государства. 

Какое ваше мнение относительно концессии аэропортов Борисполь и Львов, а также в отношении региональных аэропортов? 

Идея по поводу концессии аэропортов Львов, Черновцы, Херсон, Запорожье сейчас находится на изучении нашими партнерами из IFC. В зависимости от их мнения будем вырабатывать дальнейшую стратегию.   

Вопрос концессии аэропорта Борисполь мы пока что не рассматриваем. 

Назовите наиболее болезненные точки в авиации? Какие видите пути решения? 

Сейчас мы определяем приоритетность развития того или иного аэропорта. Всего в Украине 20 аэропортов. Сейчас 98% пассажиропотока, который сейчас составляет 24 млн, обеспечивают 7 аэропортов по всей Украине. Именно поэтому необходимо развивать региональные. 

Есть пять основных факторов, которые влияют на приоритетность развития: отдаленность регионального аэропорта от других, население в радиусе 100 км и доход на душу населения в этом радиусе, наличие инфраструктуры, туристические потоки и наличие диаспор. 

На какой пассажиропоток в аэропортах рассчитываете в этом году? 

Прогноз пассажиропотока нам дает Госавиаслужба и это порядка 27 млн на 2020 год. Из них около 2,5-3 млн - внутренние пассажиры. Рост по внутреннему пассажиропотоку мы бы хотели больше 20%. Обеспечим это за счет привлечения новых авиакомпаний, модернизации региональных аэропортов. Также мы хотим убрать НДС на внутренние перелеты (этот документ уже был одобрен в комитетах Верховной Рады), и акциз на авиатопливо (документ еще на рассмотрении). Также планируем убрать сертификацию продажи авиабилетов. 

Прогноз пассажиропотока нам дает Госавиаслужба и это порядка 27 млн на 2020 год. Из них около 2,5-3 млн - внутренние пассажиры.

Скидка для аэропорта Борисполь за аэронавигационное обслуживание. В середине декабря было решение Антимонопольного комитета устранить ее как дискриминационную, по сравнению с другими аэропортами. Отменили ли уже 415-й приказ МИУ? 

Мы внесли в приказ изменения и вывесили его на сайте для публичного обсуждения. Если не будет замечаний, то он вступит в силу. Мы установили единую ставку для всех на уровне 396 евро. 

Каких инвесторов вы бы хотели привлечь в Украину? 

В первую очередь это должны быть профессионалы. Конечно, хотелось бы международных крупных игроков привлечь. Если говорить о портовой инфраструктуре, то сейчас совместно с офисом Spilno разрабатываем стратегию концессии, куда будет включен 1-6 причал порта Черноморск. Это контейнерный терминал. Конечно, мы надеемся привлечь и Hutchison, Maersk и остальных крупных игроков на этот конкурс. 

Назовите 5 KPI, которые перед вами поставил министр?

Главный KPI - это привлечение как можно большего количества инвесторов в инфраструктуру, так как у меня был уже соответствующий опыт. Проведение открытых, прозрачных концессионных конкурсов по всем отраслям - порты, дороги, аэропорты, вокзалы.