Для людей
з порушенням зору

    ЗМІ про нас    1 Серпня 2016, 13:52
Версiя для друку


У мене повний карт-бланш, - Юрій Лавренюк про боротьбу з корупцією в Мінінфраструктури

Інтерв'ю заступника Міністра інфраструктури України з питань протидії корупції Юрія Лавренюка для ЦТС
1 Серпня 2016, 13:52

Заместитель министра инфраструктуры оценил первые 100 дней работы новой команды ведомства, рассказал о смене подходов в борьбе с коррупцией, первых обысках и их результатах, новом антикоррупционном подразделении МИУ и зарплатах его сотрудников.

Встретиться с Юрием Лавренюком мы планировали еще накануне 100 дней работы Мининфраструктуры в его нынешнем составе, но из-за плотного графика заместителя министра сделать это удалось лишь на минувшей неделе. Стоит отметить, что к интервью господин Лавренюк "подготовился" весьма качественно – накануне прошли обыски в АПМУ, Госавиаслужбе и аэропорту "Борисполь" по делам, связанным с растратой бюджетных средств в особо крупных размерах.

Поэтому разговор с человеком, непосредственно отвечающим за борьбу с коррупцией в ведомстве, оказался как нельзя кстати. Тем более, что и сообщения о вскрытии коррупционных схем в подведомственных МИУ предприятиях в последние недели давали к этому повод.

Но все же разговор мы решили начать с оценки достигнутых результатов командой министра Владимира Омеляна за первые сто дней работы.

Юрий Федорович, 22 июля Мининфраструктуры отчиталось о 100 днях работы новой команды. Как лично Вы оцениваете достигнутые результаты?

Достижения небольшие, но есть. Есть планы, которые мы перед собой ставим, и мы понимаем, что времени на раскачку нет. Пока мы идем уверенно в том направлении, которое задекларировано министром – у нас есть план действий министерства по каждому направлению реформирования отрасли.

О себе могу сказать, что осуществляю меры по предотвращению и выявлению коррупции. Тоже имею свой определенный план действий. В первую очередь сюда относится задача реформировать антикоррупционное подразделение. Вчера уже нам вернулась из министерства финансов новая штатная структура – это подразделение уже реформировано и с сегодняшнего дня (28 июля 2016. – ЦТС) мы начинаем комплектовать его опытными квалифицированными людьми.

Параллельно, до формирования данного подразделения, теми силами, которые были здесь в министерстве, моими помощниками был сделан ряд наработок. Была проведена ревизия бесчисленного количества документов. Мы перебрали и проработали каждый акт проверки, который был написан "попэрэдныками" и пришли к выводу, что работа по данному направлению не велась вообще!

Почему?

Это было "бумаготворение". Я Вам могу показать (демонстрирует увесистую стопку актов) - это все, что предшественники наработали за 2015 год. Это бумаги без сопровождения, без анализа, без ничего. Получив такой акт следователь правоохранительных органов не читает весь текст, он читает вывод, а что у нас в выводе? Предложение "обеспечить внедрение рекомендаций по устранению и выявлению нарушений и недостатков". Это работа? Это не работа! Это просто "бумаготворение".

Люди сидели здесь, получали свою небольшую зарплату и протирали свои штаны. Поэтому мы полностью перелопатили все эти акты, извлекли "зерна". Стали прорабатывать эти документы с правоохранительными органами, где до того они лежали мертвым грузом. И вот результат не заставил себя долго ждать.

Вы говорите о начале работы антикоррупционного подразделения с сегодняшнего дня. Кто же занимался обработкой этих документов до этого? Какой механизм работы?

Был назначен человек – и.о. руководителя антикоррупционного отдела, который был раньше у меня в подчинении в Министерстве внутренних дел. Отдел был небольшой, как для такого большого министерства.

Сколько человек там было?

Семь.

То есть на все министерство семь человек и их руководитель занимались этими вопросами? После того как Вы пришли?

Да, я пришел и увидел, что реально в этом направлении есть проблемы. Первое мое предложение министру было – создание действенного антикоррупционного подразделения. Министр полностью поддержал мою инициативу.

Вчера уже было создано управление предотвращения коррупции, проведения служебных расследований и финансового мониторинга.

Сколько человек оно будет насчитывать?

Четырнадцать.

Этих людей отобрали Вы?

Это будут люди квалифицированные. Сюда войдет часть специалистов, которая работала в министерстве, - четыре сотрудника. Они пришли в министерство недавно. Есть люди, которые хотят работать и они незаангажированны. 

Не будем называть фамилий, но человек, просидевший здесь на должности больше десяти лет на зарплату в  4 000 гривен, которого отсюда поганой метлой не выгонишь – четкий признак роста коррумпированности такого человека, на которого возложены функции именно предотвращать проявления коррупции.

Мною впервые за историю Министерства инфраструктуры, на прошлой неделе, были собраны все уполномоченные подразделения и уполномоченные лица, которые должны заниматься антикоррупционной деятельностью в подведомственных министерству госпредприятиях. Это было впервые в истории! Их никто в жизни не собирал!

То есть вообще никто никогда этого не делал?

Мы это сделали впервые. Но оно должно так быть. Такой мой подход как правоохранителя – я сюда пришел работать из МВД.

На основании 706-го постановления Кабинета министров: на каждом госпредприятии должен быть либо уполномоченный орган, либо уполномоченное лицо по вопросам выявления и предотвращения коррупции. Все эти лица должны проводить работу в этом направлении и она должна координироваться уполномоченным подразделением министерства. Подразделение в министерстве должно аккумулировать всю предоставляемую информацию и координировать деятельность подразделений на местах без какого-либо вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий. Мы говорим сугубо об антикоррупционной деятельности.

Какие-то результаты уже есть?

Как пример, мы провели реорганизацию антикоррупционного подразделения в АМПУ. Назначено было ответственное лицо в "Укринтеравтосервисе" месяц назад. И эти подразделения, где уже полностью поменялся подход к антикоррупционной работе, уже показали результат. Это обыски СБУ и НПУ, которые провели в Администрации морских портов. И скоро Вы увидите конкретных персон, которым будет объявлено подозрение.

"Укринтеравтосервис" аналогично – проверки выявили 5 миллионов разворовывания средств, СБУ сразу включилась и начала расследование данного уголовного производства, объявила подозрение конкретному лицу  - это начальник управления логистики и таможенного обеспечения. И уже сейчас,  уполномоченное лицо по антикоррупционной работе ГП находится в Закарпатье, где именно сегодня проверяет закарпатский филиал. Продолжает показывать результат.

Аналогично "Укрзализныця" - здесь мы пока только изучаем деятельность уполномоченного подразделения. У них есть целый директор, целый департамент экономической безопасности и противодействия коррупции. Мы пока не вмешиваемся в их деятельность. Они отчитываются, что они делают, как они делают. У них есть четко поставленные задачи. Но они не показали пока результат – как следствие НАБУ самостоятельно начало расследование, плюс есть в этом сотрудничество только с нами (МИУ).

То есть мы меняем подходы и это дает результат.

Если говорить о смене подходов, то Вы уже дважды упомянули о низкой зарплате сотрудников. Какой уровень оплаты труда будет в новом антикоррупционном подразделении?

Сейчас министерство проходит оценивание европейскими донорскими организациями, где антикоррупционное подразделение вписывается в модель, которую хотят видеть наши европейские коллеги. Когда этот аудит завершится, то есть надежда на то, что с октября уровень заработной платы сотрудников аппарата Мининфраструктуры будет существенно повышен.

Это то, о чем говорил Виктор Довгань, что МИУ станет первым министерством, где сотрудники будут получать европейские зарплаты?

Да. Все сотрудники аппарата. Антикоррупционное подразделение не имеет в этом вопросе каких-либо преимуществ – они такие же сотрудники, как и все.

Перспектива работы рассчитана на то, что есть надежда, что с октября наши сотрудники будут получать топовый уровень заработной платы. Мы обещаем людям, что с октября у них будет достойная оплата труда.

Как вообще построена работа и взаимодействие антикоррупционного подразделения МИУ с СБУ, НАБУ, прокуратурой? Вы передаете первичную информацию в эти органы, а они далее осуществляют следственные действия?

Да. Кроме того, они привлекают наших сотрудников в состав групп, которые занимаются расследованиями.

Ведь раньше доходило до того, что, например, МВД с 2014 года 5 раз просило сотрудника от Мининфраструктуры, чтобы он принял участие в работе одной из следственных групп! И этот человек не был предоставлен! Теперь эта работа переведена в абсолютно иную плоскость - полное взаимопонимание и сотрудничество с НАБУ, НПУ, СБУ. И мы сейчас совместно поднимаем дела, которые лежали с 2014 года.

Обратимся к вчерашним событиям, вызвавшим общественный резонанс, - обыскам в АМПУ и Госавиаслужбе. Начнем с Администрации морских портов. Что все-таки там искали?

В АМПУ это был уже второй обыск. Первый обыск проводился в пятницу, 22 июля, второй – в понедельник, 25-го числа. Мы не намеревались предавать это такой огласке. Но первый обыск в пятницу и второй в понедельник создали общественный резонанс в Одессе. Поэтому пришлось комментировать эту ситуацию.

Почему мы не хотели предавать дело огласке? Потому что следствие еще не завершено. Чем больше мы будем называть вещи, которые стали известны во время проведения следственных действий, называть какие-то фамилии, тем хуже мы сделаем сами для себя. Те лица, которые должны понести наказание, они попросту его избегут. Поэтому по поводу АМПУ пока я буду говорить абстрактно.

И в пятницу, и в понедельник обыски проводили сотрудники департамента защиты экономики Нацполиции из центрального аппарата – из Киева. Есть достаточно интересные материалы.

Эти материалы как-то связаны с информацией СМИ об исчезнувших миллионах АМПУ, которые якобы вывели путем заключения договоров на дноуглубительные работы по завышенным ценам у фирмы "Техморгидрострой Никола­ев"?

Мы сообщим об этом после того как конкретным лицам будет вручено подозрение о совершении данного преступления. Все детали Вы узнаете обязательно.

Как реагирует руководство АМПУ на происходящее?

По этому поводу я Вам скажу одно, что руководитель АМПУ сейчас находится на больничном. Вот и вся реакция.

Владимир Омелян в недавнем интервью говорил, что на счетах АМПУ на начало года было примерно 3 миллиарда гривен. В связи с дноуглублением сумма должна была уменьшится. Располагаете ли Вы информацией, какая на данный момент сумма осталась на счетах?

По поводу использования средств АМПУ в данный момент осуществляется проверка. Ее результатов у нас пока нет.

Также есть проблема с тем, что деньги Администрации морских портов лежат в коммерческих банках и их оттуда трудно вернуть в государственные банки. Вы как-то влияете на этот процесс?

Вопросом возвращения средств в государственные банки непосредственно занимается Надежда Казначеева, заместитель министра. Я ей посильно помогаю. И это не только проблема АМПУ, у нас еще есть ряд госпредприятий, которые держат немалые средства в частных банках.

Мы с Надеждой Александровной пытаемся убедить на переговорах представителей государственных предприятий, что они должны частично переводить деньги государственных предприятий в государственные банки, для избегания рисков того, что банк может прекратить свою деятельность. Мы не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность подведомственных госпредприятий. Мы можем лишь рекомендовать. И, если мы говорим об АМПУ, то мы можем лишь рекомендовать руководству АМПУ отдать преимущество госбанкам.

Расскажите подробнее об обысках в "Борисполе" и Госавиаслужбе. У какой российской фирмы закупались детекторы взрывчатых веществ?

Они закупались у российской фирмы "Диагностик – М". Это откровенное преступление. Сложно даже подобрать культурные слова относительно этой ситуации. Просто нагло украли государственные деньги. Под видом чешской структуры осознанно закупался российский товар, который призван обеспечивать безопасность наших граждан. Мало того, что подделываются документы, что  это не российский товар, мало того, что чиновники Госавиаслужбы дают сертификацию на этот товар в нарушение всех возможных требований, так этот товар висит на сайте российского производителя с ценой на порядок ниже, чем закупили наши деятели.

Есть большие сомнения, что Госавиаслужбой были правильно выданы сертификаты "Борисполю". Следствие разберется, но уже сейчас такие сомнения есть, после того как были проведены обыски. Вчера  (26 июля. – ЦТС) было проведено 18 обысков в Госавиаслужбе, в аэропорту "Борисполь", по месту жительства  подозреваемых.

То есть вопросов больше к Госавиаслужбе, нежели к руководству аэропорта?

Там вопросы будут аналогичные к одним и к другим. Но будут ли это вопросы к руководству или к их подчиненным, установит следствие. 

Ведутся ли какие-то подсчеты суммы нанесенных государству убытков по тем делам, которые уже получили ход за последнее время?

Например, если говорить о резонансных делах, то это дело, которое ведет НАБУ по "Укрзализныце" и там сумма ущерба около 20 миллионов гривен. Также это 5 миллионов гривен по "Укринтеравтосервису". По госавиаслужбе и "Борисполю" это предварительно 4,3 миллиона убытков бюджета. Нанесенные убытки по АМПУ пока высчитываются – сейчас там назначен ряд экспертиз. Но мы понимаем, что сумма будет немалая.

У нас также есть дело Национальной полиции по Ильичевскому торговому порту, по незаконному отчуждению зерноперегрузочного комплекса в пользу одной частной компании. Сума ущерба примерно 6,7 миллионов долларов.

Что это за компания?

Пока мы этот вопрос не комментируем в интересах следствия.

По каким еще направлениям сейчас ведется работа?

Сейчас мы будем уделять особое внимание "Укравтодору" и ГАК "Автомобильные дороги Украины", где недавно было сменено руководство. У нас есть подозрения в колоссальных злоупотреблениях  во время отчуждения и реализации недвижимого имущества ГАК "Автомобильные дороги Украины", в сознательной постановке предприятия перед кредитными обязательствами. Тут отдельно проводится проверка.

Особое внимание будет уделено искоренению конфликта интересов, который имеет высокий процент в подведомственных министерству госпредприятиях.

Например, Львовский аэропорт имени Данила Галицкого : один родной брат - начальник отдела закупок, второй родной брат – начальник отдела аудита и контроля. Один покупает, второй его контролирует.

Второй пример – всем нам известный господин Федорко, который попал в ДТП на новенькой Audi Q7. Он был директором по грузовым перевозкам "Укрзализныци", и не всем известно, что у него есть дочь, которая в 19 лет внесла 5 миллионов гривен в уставной капитал частного предприятия, основным видом деятельности которого являются транспортные железнодорожные перевозки. Это конфликт интересов. И такое, к сожалению, у нас на каждом шагу.

Упомянутые братья из львовского аэропорта до сих пор работают?

Дано поручение разобраться. Совещание у нас было на прошлой неделе, где также был уполномоченный представитель по антикоррупционной работе в аэропорту. Ему было дано поручение провести проверку по данному эпизоду. Он сделал круглые глаза: "Да, я знаю. А что же тут такого?". Но ждем результатов.

Поверьте, у нас хватит времени добраться до каждого государственного предприятия и дать объективную оценку деятельности их антикоррупционных подразделений.

Во второй части интервью читайте о том, как построено взаимодействие с "Укрзализныцей"в вопросе борьбы с коррупцией, что Юрий Лавренюк думает о "смотрящих" за отраслью, как МИУ планирует бороться с нелегальными автоперевозчиками и как обстоят дела с габаритно-весовым контролем на дорогах и в портах.

 



ВСІ ЗМІ про нас