По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, его рабочий день официально начинается в 8:00 утра, а не официально написать ему могут и в 5:00. Министр признается, что несколько раз ему даже приходилось оставаться в МИУ на ночь.
"Вы лучше спросите, когда он заканчивается", – отшучивается министр.
В этом интервью БизнесЦензор поговорил с Криклием о кадрах в инфраструктуре и их связях.
На первых парах
- Сколько кадров было изменено с вашим приходом в Мининфраструктуры (МИУ)?
- Из замов, которые были у экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, не осталось никого. Сейчас у меня три заместителя: Дмитрий Абрамович, Олег Ющенко и Наталья Форсюк.
- Александра Клитина, которая попала в скандал из-за опубликованной переписки, уже уволена?
- Да.
- У вас все же остались "старые кадры", например, экс-замминистра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань.
- Он работает на общественных началах и не получает за это деньги. К слову, я предлагал остаться Довганю на "европейской интеграции", потому как ни у меня, ни у отрасли не было к нему замечаний. Но он захотел "передохнуть".
- А если брать смену кадров в самом аппарате: в МИУ раньше было около 250 человек. Сейчас что-то поменялась?
- У нас одно из самых компактных министерств. Сейчас у нас 262 человека. "Штатка" у нас фактически такая же, при этом нам ее хотят сократить. И, если честно, я не понимаю, куда еще сокращать.
- В МИУ меняли людей, именно в аппарате?
- Да, но не много.
- До 10 человек?
- Да, не больше. Это не только с руководящими позициями, а в целом по министерству.
- Этот вопрос уже задавали, но не могу не спросить: у вас есть вопросы по Андрею Галущаку? Вы знаете, что его называют человеком Ярослава и Богдана Дубневичей, а также Владимира Гройсмана?
- А он при чем к ним?
- В СМИ есть информация, что эти люди протежировали его назначение.
- Это я слышу впервые. Сейчас у меня нет к нему претензий.
Более того, Галущак и руководитель Госавиаслужбы Александр Бильчук в первый день моего назначения пришли с заявлениями на увольнение. И как раз к тем, кто пришли, я решил присмотреться.
- Уже давно сотрудники министерства в приватных беседах говорят о том, что в министерстве работают чиновники на зарплате у СКМ Рината Ахметова. Вы проверяли эту информацию?
- В частных беседах я этого не слышал, эту информацию я читал у экс-замминистра Александры Клитиной.
Я не совсем понимаю, за что платить в министерстве? За то, чтобы документ согласовывали три недели? Создавать какие-то бюрократические препятствия?
Кроме того, как мне эту информацию проверить? Вызвать каждого на полиграф? У меня нет такого инструмента, хотя это было бы отличное решение: законодательно предусмотреть, чтобы чиновники определенного ранга проходили полиграф.
- Вы не ощущаете такого влияния?
- Я не вижу его. Есть ряд сотрудников, которых я хотел бы поменять, но не потому, что они у кого-то на зарплате. Просто слышал по ним замечания.
- Можете сказать, о ком речь?
- Есть замечания по Департаменту управления объектами государственной собственности, потому что нет проактивной позиции. Я считаю, что это достаточно важный блок, коррупциогенный. И если я не понимаю, как там работают, то расцениваю это как попытку создать некое "закулисье".
Профильный заместитель, который будет отвечать за имущество и концессию, поддерживает мои опасения. Поэтому мы будем делать перезагрузку Департамента.
Порты, реки и "Украинское Дунайское параходство"
- Не принятыйзаконопроект по речным перевозкам. Был ли у вас разговор с "Нибулоном" (принадлежит Алексею Вадатурскому) по допуску иностранного флага в каботажные перевозки?
- Законопроект сейчас рассматривается в профильном Комитете Верховной рады (ВР).
Уточнение БЦ: Комитет ВР по вопросам транспорта и инфраструктуры рекомендовал отправить на доработку проект закона №1182-1 "О внутреннем водном транспорте".
"Нибулон" был на заседании подкомитета, представитель компании предлагал встретиться и обговорить ситуацию "по флагу". Я не понимаю, о чем говорить. Если мы говорим о либеральной модели, то создавать кому-то преференции неправильно.
- Ранее в ВР депутаты совместно с Андреем Вадатурским (сын Алексея Вадатурского) блокировали принятие законопроекта. Повторений ситуации не будет?
- Я думаю, в ВР будет поддержка.
Во-первых, этот законопроект в приоритете у президента Владимира Зеленского.
Во-вторых, в документе нет никаких рисков. Есть некоторые некомфортные условия для участников рынка, но даже они согласны с законопроектом, чтобы развивать отрасль.
Если блокировать законопроект, ничего тогда развиваться не будет.
- Владелец доли портовой компании "ТрансИнвестСервис" (ТИС) Андрей Ставницер заявил, что СКМ Ахметова через директора "Администрации морских портов" (АМПУ) Райвиса Вецкаганса контролирует порт "Пивденный". Стоит ли на сегодня вопрос об увольнении Вецкаганса и его замов?
- Вопрос стоит о том, чтобы провести конкурс (на главу АМПУ - БЦ) с соблюдением всех процедурных моментов.
- Вы изучали его результаты?
- У СКМ и ТИС давняя "любовь". Если честно, не хочу вмешиваться в их отношения.
Для меня важно другое: мы меняем правила не для отдельных игроков, а для отрасли. Только так мы сможем находить максимум поддержки. Если адресно говорить, что кто-то плохой, а кто-то хороший, это не конструктивно.
Каждый бизнес защищает свое направление.
- Все же уточню: вопросы к Вецкагансу у вас были?
- Смотрите, проблем много, много замечаний, где звучит его фамилия. Мы в целом не хотим продолжения эпохи и.о., в том числе главы АМПУ. Мы должны провести конкурс.
- Правда ли, что логистическая компания Ахметова "Портинвест" получила линейную скидку и платит меньше портовых сборов, хотя у компании нет ни одного признака линейности?
- Нужно перепроверить эту информацию.
Но учитывая очень пристальное внимание игроков рынка друг к другу, я не думаю, что это правда. Это уникальная ситуация в портовой отрасли, что за чужим бизнесом игроки следят больше, чем за своим.
- Почему с поста главы "Украинского Дунайского параходства" (УДП) был уволен Дмитрий Чалый?
- В первую неделю моего назначения мне пришло очень много замечаний по УДП. Я решил познакомиться и узнать, кто такой Чалый.
Когда Чалый пришел, у нас был разговор. Я ему сообщил, что в УДП плохие результаты, финрезы ухудшаются.
- УДП по итогам 2018 года показала прибыль.
- УДП убыточно, у них куча задолженностей, даже по зарплатам.
Чалый, когда у нас был разговор, сообщил, что компанию нужно приватизировать. На мой логичный вопрос, кто готов купить компанию с такими плохими результатами, он ответил, что он и готов.
Это реальный кейс.
От неожиданности я рассмеялся, на что Чалый мне ответил, что, по крайней мере, он сказал правду. Потом уже он говорил, что привлечет бизнес и совместно купит предприятие, он же тоже бизнесмен.
- У БЦ вышло интервью с Чалым, где он "открещивался" от связей с Ткачуком и объяснял, почему такое плохое состояние отрасли.
- Смотрите, элементарно. Там до сих пор существует низовая коррупция. Например, для того, чтобы выйти на линию, за получение годового контракта на рейс, моряк должен отдать два своих месячных оклада.
И у меня вопрос: такие вещи могут проходить без системного контроля руководства?
- Но вы руководствовались в своем решении именно финрезами УДП.
- Конечно.
Я не исключаю, что там еще будут уголовные дела в отношении исчезнувших лихтеров (разновидность баржи - БЦ) и барж.
- Сколько исчезло судов?
- Десятки.
- Можете дать названия? Их местонахождение можно же проверить.
- Тайна следствия.
- Когда будет проведен конкурс на главу УДП?
- Все конкурсы у нас запланированы на начало 2020 года, не позднее.
- Кто лоббировал назначение и.о. главы УДП Алексея Хомякова?
- Я сам его выбрал. Это человек не из отрасли, с нормальной репутацией, партнер юрфирмы Астерс, равноудаленный от всех.
- Вы были ранее знакомы?
- Не особо.
- Мне интересна сама процедура: как в критичной ситуации выбирать руководителей?
- По ЦОВ-кам (центральные органы власти - БЦ) прошли победители конкурса, который я абсолютно не знал. Они мне писали в Facebook, а потом прошли конкурс.
- Рассматривается ли на сегодня концессия порта "Пивденный"?
Потенциально да, но в отдаленной перспективе.
Железная дорога
- Можете перечислить причины, по которым нужно уволить главу правления "Укрзализныци" (УЗ) Евгения Кравцова? В интервью ЦТС вы сообщили о взятках за подачу вагонов. Вам известны такие случаи?
- До сих пор эта практика существует, об этом говорят и участники рынка, и депутаты. И в УЗ ничего не меняется. Это верх наглости.
Понятно, что это происходит на уровне директоров департаментов, но все же это ответственность одного человека.
- Можете уточнить, где именно идут взятки? Их заносят сотрудникам Месплана (автоматизированная система УЗ) или это коррупция при распределении вагонов через ProZorro?
- Смотрите, ProZorro – это только распределение вагонов. Вы вагоны арендовали, только у вас нет локомотива. Толку вам с этого вагона.
Это все равно, что вы купили товар, а доставить вам его некому, и забрать вы его не можете.
И вот здесь идет коррупция, в подаче вагонов, в логистике. Собственно, почему мы так ускоряемся с запуском частной тяги.